Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

Памятка «Функциональная грамотность»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

Приказ МОУ «СОШ № 94» от 27.09.2021г. № 232 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.

  1. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
  2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
  3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
  4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
  5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
  6. Сборник математических задач по финансовой грамотности 10-11 кл. Методические рекомендации к сборнику
  7. Методические рекомендации по фин. грамотности начальные классы.
  8. Практикум по финансовой грамотности начальные классы
  9. Рабочие тетради по финансовой грамотности 1-4 классы
  10. Пособие по финансовой грамотности начальные классы
  11. Сборник математических задач по финансовой грамотности 5-9кл. 2. Методические рекомендации к сборнику

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.

  1. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
  2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
  3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
  4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
  5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)
  6. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.

  1. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
  2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
  3. Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
  4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
  5. Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность

  1. Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
  2. Диагностическая работа для учащихся 5 классов
  3. Характеристики и система оценивания (5 кл.)
  4. Диагностическая работа для учащихся 7 классов
  5. Характеристики и система оценивания (7 кл.)
  6. Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы

Методические материалы по формированию функциональной грамотности

Методические материалы по функциональной грамотности

Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)

О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)

Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны

Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)

Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?

Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС

Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования 

Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)

Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников

Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)

Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом

Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)

Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)

Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)

Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»

Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»

Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»

Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)

Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)

Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)

Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла

Как эффективно управлять учебным процессом

Цифровые джунгли

Как научиться учиться

Социально-эмоциональное развитие детей

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)

КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность младшего школьника

Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов

Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности

ИКТ-компетентность

Глобальные компетентности

Креативное мышление

Речевое развитие

Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования